Опубликовано : adminas в (Новости)
Бизнес-модель: обоюдоострое оружие
5 сентября 2016Для корпорации бизнес-модель является обоюдоострым оружием. Она позволяет извлечь потенциальную ценность инновации, но позже ее успех может стать для компании коварной когнитивной ловушкой. Фактически бизнес-модель задает собственную внутреннюю логику, определяющую способ создания ценности и ее получения компанией. Поэтому каждая последующая возможность оценивается с точки зрения этой доминирующей логики: размера ее рынка, ее маржи прибыли, ее цепи ценности, ее каналов дистрибьюции, ее привлечения третьих сторон или отказа от них. Очень успешная бизнес-модель компании Xerox, которую они применили для копира Model 914, позже помешала ей правильно отреагировать на появление японских производителей копиров. Мощная внутренняя логика глубокой вертикальной интеграции, которая работала так хорошо для Xerox в ее бизнесе копиров и принтеров, отбросила длинную тень и на компьютерные технологии, разрабатывавшиеся в PARC. Xerox осуществляла коммерческое использование своих технологий PARC в своей бизнес-модели, применяемой для копиров и принтеров. Эффективных процессов, чтобы создавать другие бизнес-модели для технологий, которые не соответствовали ее основной бизнес-модели, в Xerox не было. Занимаетесь строительными работами? Не лишней будет аренда автокрана 25 тонн .
Несколько примеров отпочковавшихся компаний, рассмотренных здесь, за исключением Metaphor, показывают, что они разрабатывали свои бизнес-модели, отойдя от варианта фирменных цепей ценности Xerox, выбрав модели, которые гораздо активнее привлекали внешних участников и ориентировались на технические стандарты. Конечно, отпочковавшимся компаниям приходилось создавать многие недостающие элементы самим, чтобы их технологии работали эффективно в составе общих систем, однако они не стремились получить эксклюзивный контроль над всей системой.