Опубликовано : adminas в (Новости)
Новые типы зданий
28 декабря 2015
После исторических событий 1917 г. клубные организации были призваны решать идеологические задачи — приобщение народных масс к новому мировоззрению и идеалам пролетарской культуры. Если первоначально в этот период под здания клубов приспосабливались дворянские особняки, барские усадьбы, церкви, заводы и фабрики, то со временем новые типы пролетарских и крестьянских клубов требовали новых типов зданий. Принципиально новый тип клубного здания — советский клуб. Как архитектурная и эстетическая форма он развивался поэтапно.
На первом этапе (1920-е гг.) возводились грандиозные дворцы труда и дворцы культуры, организовывались «красные уголки», «красные чумы» и т. п. Всепоглощающая идея развития нового общества требовала своего воплощения во всех сферах, в том числе она стремилась к рождению принципиально новых архитектурных форм. При этом многие новаторские предложения и концепции были востребованы и получили свое дальнейшее типологическое развитие и воплощение не только в нашей стране. Именно во второй половине 1920-х гг. в новых социально-экономических условиях рождается новый тип общественного здания — рабочий клуб. Профсоюзы как новая политическая сила активно продвигали собственную политику, в том числе и в строительстве. Единая программа строительства сети клубов впервые предполагала типовой подход в архитектурном проектировании: клуб должен быть функционален, экономичен в возведении, отражать политику и идеологию нового социального строя. В творчестве мастера русской и советской архитектуры К. С. Мельникова проектирование рабочих клубов получило символическое название — «мельниковские клубы»; их было всего семь, шесть построек были осуществлены и все имеют сегодня статус памятников архитектуры: это клуб имени Русакова (1927), клуб завода «Каучук», клуб имени Фрунзе, клуб фарфорового завода имени газеты «Правда», клуб фабрики «Свобода», клуб фабрики «Буревестник» и проект клуба имени Зуева. Все проекты К. С. Мельникова отличались яркой индивидуальностью, оригинальными идеями и выразительными художественными приемами, смелыми новаторскими решениями. Так, в своих проектах архитектор активно использовал принцип трансформации внутреннего пространства, вводил сложные конструктивные элементы, нередко ставил перед инженерами трудновыполнимые задачи, полагая, что архитектура должна развивать инженерию, а не зависеть от нее. Архитектурная мысль Мельникова сильно опережала техническое развитие строительной базы тех лет, но его идеи были оценены и доработаны многими известными архитекторами, а его знаменитые клубы — это наше историческое и архитектурное наследие. Но в настоящее время используются новые, современные технологии, например безрамное остекление балконов и лоджий. С его помощью здание имеет не только привлекательный внешний вид, но и полностью защищено от самых сильных ветров и механических воздействий.