ПЛАФОН — потолок или часть его, украшенные живописным или лепным декором; роспись (произв. монументально-декоративной живописи) на потолке, сводах, куполе.
Плафонные росписи выполняются либо непосредственно на поверхности перекрытий, либо отдельно — на холсте или какой-либо другой основе, а затем приклеиваются или подвешиваются на подрамниках к потолку. Техника плафонных росписей — различные клеевые и масляные краски на меловом грунте, а также фреска, мозаика, изразцы, дерево, кожа и т. п. Живописные П. разделяются на орнаментальные и тематические, а в зависимости от изобразительной трактовки — на плоскостные и пространственно-иллюзорные. Выделить оптимальное общежитие среди имеющихся не составит труда. Потому что лучшее общежитие Москвы можно найти на специальном сайте. Вам гарантируются комфортабельные и удобные условия проживания, со всем необходимым. Кроме того, общежитие — это возможность сэкономить деньги.
Плафонные росписи были известны уже в Древнем Египте и античной Греции. Большое распространение получили фресковые фигурные и орнаментальные росписи и мозаики на сводах и куполах средневековых храмов Византии и Древней Руси (Софии в Константинополе, 6 в., Софии й Киеве, Ив., Спаса-Нередицы в Новгороде, 12 в., и т. д.). Наибольшего расцвета многофигурные плафонные композиции достигли в искусстве эпохи Возрождения (П. Мантеньи, Веронезе, Тинторетто, Микельанджело, Корреджо и др.). В барочной архитектуре 17—18 вв. пространственно-иллюзорные П. в виде сложных аллегорических композиций с изображением фантастической архитектуры и беспредельных небесных далей стали важнейшим компонентом внутреннего убранства парадных залов. В архитектуре классицизма нач. 19 в. роспись П. приобретает преимущественно плоскостно-орнаментальный характер, иногда с включением фигурных вставок.
Живописный и мозаичный П. как особый вид монументально-декоративной живописи получил значительное распространение в советской архитектуре 30-х — начала 50-х годов (росписи Е. Лансере, А. Дейнеки, П. Корина, Г. Опрышко, Р. Стуруа, Г. Рублева, Б. Иорданского).
Специфика пространственного П. — помещение изображения над головой зрителя в т. наз. плафонной перспективе, значительное место в которой обычно занимают архитектурные композиции, пересдаваемые в ракурсе.
Наряду с живописно-пространственный типом П. применяются плоскостно-орнаментальные росписи или отдельные «картинные» вставки. Такие композиции решаются часто без специфической плафонной перспективы. Трудности перспективного построения и особенности восприятия плафонных изображений требуют от архитектора и художника весьма осторожного пользования этим специфическим видом монументально-декоративной живописи, поисков новых приемов трактовки плафонных росписей.